Методические
указания
к подготовке
и проведению учебной дискуссии
При организации дискуссии в учебном процессе обычно ставятся сразу несколько учебных целей, как чисто познавательных, так и коммуникативных. При этом цели дискуссии, конечно, тесно связаны с ее темой. Если тема обширна, содержит большой объем информации, в результате дискуссии могут быть достигнуты только такие цели, как сбор и упорядочение информации, поиск альтернатив, их теоретическая интерпретация и методологическое обоснование. Если тема дискуссии узкая, то дискуссия может закончиться принятием решения.
Во время дискуссии студенты могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому. В первом случае проявляются черты диалога, а во втором дискуссия приобретает характер спора. Как правило, в дискуссии присутствуют оба эти элемента, поэтому неправильно сводить понятие дискуссии только к спору. И взаимоисключающий спор, и взаимодополняющий, взаиморазвивающий диалог играют большую роль, так как первостепенное значение имеет факт сопоставления различных мнений по одному вопросу.
Эффективность проведения дискуссии
зависит от таких факторов,
как:
• подготовка (информированность и
компетентность) студентов по предложенной проблеме;
• семантическое однообразие (все
термины, дефиниции, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми
студентами);
• корректность поведения участников;
• умение преподавателя проводить
дискуссию.
Правильно организованная дискуссия
проходит три стадии развития:
ориентация, оценка и консолидация.
На первой стадии вырабатывается определенная установка
на решение поставленной проблемы. При этом
перед преподавателем (организатором
дискуссии) ставятся следующие задачи:
1.
Сформулировать
проблему и цели дискуссии. Для этого надо объяснить, что обсуждается, что должно дать обсуждение.
2.
Создать
необходимую мотивацию, т.е. изложить проблему, показать ее значимость, выявить в ней нерешенные и
противоречивые вопросы,
определить ожидаемый результат (решение).
3.
Установить
регламент дискуссии, а точнее, регламент выступлений, так как общий регламент определяется
продолжительностью
практического занятия.
4.
Сформулировать правила
ведения дискуссии, основное из которых — выступить
должен каждый. Кроме того, необходимо: внимательно выслушивать выступающего, не перебивать,
аргументированно подтверждать свою позицию,
не повторяться, не допускать личной
конфронтации, сохранять беспристрастность, не оценивать выступающих, не выслушав до конца и не поняв позицию.
5. Создать доброжелательную атмосферу, а также положительный эмоциональный фон. Добиться однозначного семантического понимания
терминов, понятий и т п. Для этого с
помощью вопросов и ответов следует
уточнить понятийный аппарат, рабочие определения изучаемой темы. Систематическое уточнение понятийного
аппарата сформирует у студентов
установку, привычку оперировать только хорошо
понятными терминами, не употреблять малопонятные слова, систематически пользоваться справочной
литературой.
Вторая стадия — стадия оценки — обычно предполагает ситуацию сопоставления, конфронтации и
даже конфликта идей, который
в случае неумелого руководства дискуссией может перерасти в конфликт личностей. На этой стадии перед
преподавателем ставятся следующие задачи:
1.
Начать
обмен мнениями, что предполагает предоставление слова конкретным участникам.
2.
Собрать
максимум мнений, идей, предложений. Для этого необходимо активизировать каждого студента. Выступая со
своим мнением, студент
может сразу внести свои предложения, а может сначала просто выступить, а позже
сформулировать свои предложения.
3.
Не
уходить от темы, что требует некоторой твердости организатора, а иногда даже авторитарности.
Следует тактично останавливать
отклоняющихся, направляя их в заданное «русло»,
4.
Поддерживать
высокий уровень активности всех участников. Не допускать чрезмерной активности одних за счет других,
соблюдать регламент,
останавливать затянувшиеся монологи, подключать к разговору всех присутствующих студентов.
5.
Оперативно
проводить анализ высказанных идей, мнений, позиций, предложений перед тем, как переходить к
следующему витку
дискуссии. Такой анализ, предварительные выводы или резюме целесообразно делать
через определенные интервалы (каждые 10—15 минут), подводя при этом промежуточные итоги. Подведение промежуточных итогов очень
полезно поручать студентам, предлагая им временную роль ведущего.
6.
В
конце дискуссии предоставить право студентам самим оценить свою работу
(рефлексия).
Третья стадия — стадия консолидации — предполагает
выработку определенных
единых или компромиссных мнений, позиций, решений. На этом этапе осуществляется контролирующая функция. Задачи, которые должен решить
преподаватель, можно сформулировать следующим образом:
1.
Проанализировать
и оценить проведенную дискуссию, подвести итоги, результаты. Для этого надо сопоставить сформулированную в начале дискуссии цель с
полученными результатами, сделать выводы, вынести решения, оценить результаты, выявить их положительные и отрицательные стороны.
2.
Помочь участникам
дискуссии прийти к согласованному мнению, чего можно достичь путем
внимательного выслушивания различных
толкований, поиска общих тенденций для принятия решений.
3.
Принять
групповое решение совместно с участниками. При этом
следует подчеркнуть важность разнообразных позиций и подходов.
4.
В заключительном слове
подвести группу к конструктивным выводам, имеющим
познавательное и практическое значение.
5.
Добиться чувства
удовлетворения у большинства участников, т.е.
поблагодарить всех студентов за активную работу, выделить тех, кто помог в
решении проблемы.
Составной частью любой
дискуссии является процедура вопросов и ответов. Умело поставленный вопрос (каков вопрос, таков и ответ)
позволяет получить дополнительную информацию, уточнить позиции выступающего и тем самым определить дальнейшую
тактику проведения дискуссии.
С функциональной точки
зрения, все вопросы можно разделить на две
группы:
• Уточняющие (закрытые) вопросы, направленные на выяснение истинности или ложности
высказываний, грамматическим признаком которых обычно служит наличие в предложении частицы «ли», например: «Верно ли что?»,
«Правильно ли я понял, что?». Ответить на такой вопрос можно только «да» или
«нет».
• Восполняющие (открытые) вопросы, направленные на выяснение новых свойств или качеств интересующих нас явлений,
объектов. Их грамматический признак — наличие вопросительных слов: что, где, когда, как, почему и т.д.
С грамматической точки зрения, вопросы бывают простые
и сложные, т.е. состоящие из нескольких простых. Простой вопрос содержит в себе упоминание только об одном объекте,
предмете или явлении.
Если на вопросы смотреть с позиции правил проведения дискуссии, то среди них можно вьделить корректные и некорректные как с содержательной точки зрения (некорректное использование информации), так и с коммуникативной точки зрения (например, вопросы, направленные на личность, а не на суть проблемы). Особое место занимают так называемые, провокационные или улавливающие вопросы. Такие вопросы задаются для того, чтобы сбить с толку оппонента, посеять недоверие к его высказываниям, переключить внимание на себя или нанести критический удар.
С педагогической точки зрения, вопросы могут быть контролирующими, активизирующими внимание, активизирующими память, развивающими мышление. В дискуссии предпочтительнее использовать простые вопросы, так как они не несут в себе двусмысленности, на них легко дать ясный и точный ответ. Если студент задает сложные вопросы, целесообразно попросить его разделить свой вопрос на несколько простых. Ответы на вопросы могут быть: точными и неточными, верными и ошибочными, позитивными (желание или попытка ответить) и негативными (прямой или косвенный уход от ответа), прямыми и косвенными, односложными и многосложными, краткими и развернутыми, определенными (не допускающими различного толкования) и неопределенными (допускающими различное толкование).
Для того чтобы
организовать дискуссию и обмен информацией в полном смысле этого слова, занятие необходимо тщательно
подготовить. Для этого учитель преподаватель должен:
• заранее подготовить вопросы, которые можно было бы ставить на обсуждение по выводу дискуссии, чтобы не дать ей
погаснуть;
• не допускать ухода за рамки
обсуждаемой проблемы;
• не допускать превращения дискуссии в
диалог двух наиболее активных учеников или
преподавателя со студентом;
• обеспечить широкое вовлечение в
разговор как можно большего
количества студентов, а лучше — всех;
• не оставлять без внимания ни одного
неверного суждения, но не
давать сразу же правильный ответ; к этому следует подключать студентов, своевременно организуя их
критическую оценку;
• не торопиться самому отвечать на вопросы, касающиеся материала дискуссии: такие вопросы следует
переадресовывать аудитории;
• следить за тем, чтобы объектом критики
являлось мнение, а не человек, выразивший его;
• сравнивать разные точки зрения,
вовлекая студентов в коллективный
анализ и обсуждение, помнить слова К.Д. Ушинского о том, что в основе познания
всегда лежит сравнение.