Эссе в
учебном процессе
Эссе как вид
учебной деятельности
Эссе – (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») — литературный
жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции
(Википедия).
«Жанр философской, эстетической, художественно-критической, художественной, публицистической литературы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора, с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь» (Большой энциклопедический словарь).
Эссе как вид учебной деятельности – самостоятельное сочинение-размышление учащихся над научной проблемой, при использовании идей, ассоциативных образов из других областей науки, искусства, собственного опыта, общественной практики.
Типы эссе
Тип эссе |
Описание |
«Описательное»
эссе. |
Указывает
направление или инструктирует в том, как закончить задачу, или как должно
быть выполнено некое действие. |
«Причинно-следственное»
эссе |
Фокусируется
на условиях или ситуации и пытается ответить на следующие вопросы: Почему?
(причина), или Каков результат? (эффект). |
«Определяющее»
эссе |
Определяет
тему как конкретно (например, дает определение из словаря), так и абстрактно
(предлагает расширенное толкование). |
«Сравнивающее»
эссе |
Фиксирует
различия и/или сходства между людьми, местами, вещами, идеями, и т.д. |
Аргументирующее
(контр-аргументирующее эссе |
Фиксируется
обоснованное мнение относительно предмета. Представляются
аргументы, поддерживающие высказанные предположения. Представляются и
опровергаются возражения. |
Критерии
оценивания эссе
|
Макс. |
Оценка. |
Мин. |
|
Структура |
||||
Эссе
полностью соответствует теме |
10 |
|
0 |
Эссе не
соответствует теме |
Тема
глубоко раскрыта |
10 |
|
0 |
Тема
раскрыта поверхностно |
Аргументация |
||||
Аргументы
логически структурированы |
10 |
|
0 |
Аргументы
разбросаны, непоследовательны |
Факты
представлены точно |
5 |
|
0 |
Много
сомнительных или неточных фактов |
Строгий
критический анализ ключевых понятий (концепций) |
5 |
|
0 |
Недостаточное
использование ключевых понятий (концепций) |
Новизна |
||||
Оригинально
и творчески |
15 |
|
0 |
Не очень
оригинально |
Стиль |
||||
Правильный, стилистически
выдержанный текст |
5 |
|
0 |
Много
стилистических ошибок |
Концентрированный текст |
5 |
|
0 |
Излишние повторения |
Оформление |
||||
Четко и
хорошо оформленная работа |
5 |
|
0 |
Неопрятная
и трудно читаемая работа |
Разумный
объем |
5 |
|
0 |
Слишком
длинная / короткая работа |
Грамотность |
||||
Нет
грамматических ошибок |
5 |
|
0 |
Много
грамматических ошибок |
Эффективное
использование схем / таблиц для подтверждения аргументов |
10 |
|
0 |
Неэффективное
использование схем / таблиц для подтверждения аргументов |
Источники |
||||
Адекватное использование
источников |
10 |
|
0 |
Плагиат |
Оценивание
производится по 100-балльной шкале, после чего суммарная оценка переводится в
стандартную пятибалльную
• 86 – 100 баллов –
«отлично»;
• 70 – 75 баллов –
«хорошо»;
• 51 – 69 баллов –
«удовлетворительно;
• мене 51 балла –
«неудовлетворительно».