ОРГАНИЗАЦИИ
Организация
составляет основу мира менеджеров, она является причиной, обуславливающей
существование менеджмента. Поэтому изучение менеджмента и начинается с вопроса
о том, что такое организация и почему ею нужно управлять.
Что такое организация:
Некая группа
должна соответствовать нескольким обязательным требованиям, чтобы считаться
организацией. К ним относятся:
Наличие по
крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой группы.
Наличие по
крайней мере одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата),
которую принимают как общую все члены данной группы.
Наличие
членов группы, которые намеренно работают совместно, чтобы достичь значимой для
всех цели.
Соединение
этих существенных характеристик дает важное определение:
ОРГАНИЗАЦИЯ
это группа людей, дело которых обдуманно
координируется для достижения общей цели или целей. Это - пересказ определения Честера Барнарда,
одного из классиков менеджмента 30 - 40-х годов. Барнард называет формальную организацию "системой
обдуманно координируемых действий двух или более человек".
ФОРМАЛЬНЫЕ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ.
Отметим, что
приведенное выше определение справедливо не просто для организации, а для
формальной организации. Существуют также неформальные организации, группы,
которые возникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие товарищ с
другом довольно регулярно. Неформальные организации существуют во всех
формальных организациях, за исключением, может быть, очень маленьких. И хотя у
них нет руководителей, неформальные организации очень важны. В соответствии с
общепринятой практикой неформальные организации так и будут называться. А при
использовании слова организация вечно будет иметься ввиду формальная
организация.СЛОЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ. В определении было отмечено, что организация
вечно имеет хотя бы одну общую поставленная проблема, разделяемую и
признаваемую таковой всеми ее членами. Но формальное менеджмент редко имеет
дело с организациями, имеющую только одну поставленная проблема. Предмет книги
- это менеджмент сложными организациями. Сложные организации имеют набор
взаимосвязанных целей.
Общие характеристики организаций:
Все сложные
организации являются не только группами, целенаправленными в своей деятельности
и имеющими определенный набор взаимосвязанных целей, они также имеют общие для
всех организаций характеристики. Эти общие черты, кратко изложенные ниже,
помогают понять, почему, чтобы достичь успеха, организацией нужно управлять.
РЕСУРСЫ. В общем виде цели всякой организации
включают преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы,
используемые организацией, это люди (человеческие ресурсы), капитал, технология
и информация.
ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ. Одной из самых значимых характеристик организации является
ее взаимосвязь с внешней средой. Организации полностью зависимы от окружающего
мира - от внешней среды -как в отношении своих ресурсов, так и в отношении
потребителей, пользователей их результатами, которых они стремятся достичь.
Термин внешняя среда включает экономические условия, потребителей, профсоюз,
правительственные акты, законодательство, конкурирующие организации, систему
ценностей в обществе, общественные взгляды, технику и технологию и другие
составляющие. Эти взаимосвязанные факторы оказывают влияние на все, что
происходит внутри организации. Все эти факторы меняются постоянно. Большое роль
имеет и тот факт, что, хотя организация и зависит полностью от внешней среды,
среда эта, как правило, пребывает за пределами пределов влияния менеджеров. С
каждым годом руководству приходится учитывать все большее количество факторов
внешней среды, которые приобретают поистине глобальный характер.
ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА.
Вероятно,
самой очевидной характеристикой организации является разделение труда. Если, по
крайней мере два человека работают совместно для достижения одной цели, они
должны разделять работу между собой. Например, организация из двух человек,
имеющая поставленная проблема пройти на судне до места, отдаленного на 10 миль,
может разделить работу так, чтобы один во час путешествия управлял парусами, а
прочий был у руля. Разделение всей работы на составляющие компоненты обычно
называется горизонтальным разделением труда. Разделение большого объема работы
на многочисленные небольшие специализированные задания, как описано в гл. 9,
позволяет производить существенно больше продукции, чем если бы то же самое
количество людей работало самостоятельно.
В очень
малых организациях горизонтальное разделение труда может не прослеживаться
довольно четко. Но большинство сложных организаций имеют такого рода
горизонтальное разделение, так что можно четко проследить их функции и цели
деятельности. Классическим образцом горизонтального разделения труда на
производственном предприятии, например, являются производство, маркетинг и
денежки. Они представляют собой основные виды деятельности, которые должны быть
успешно выполнены, чтобы компания добилась поставленных целей.
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ.
Сложные
организации осуществляют четкое горизонтальное разделение труда за счет
образования подразделений, выполняющих специфические конкретные задания и
добивающиеся конкретных специфических целей. Как и целая организация, частью
которой они являются, подразделения представляют собой группы людей, дело
которых обдуманно направляется и координируется для достижения общей цели.
Таким
образом, по сути своей, большие и сложные организации состоят из нескольких
специально созданных для конкретных целей взаимосвязанных организаций и
многочисленных неформальных групп, возникающих спонтанно.
ВЕРТИКАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА.
Поскольку
работа в организации разделяется на составляющие части, кто-то должен
координировать работу группы для того, чтобы она была успешной. Возвращаясь к
нашему примеру с лодкой, если кто-то из матросов не возьмет на себя обязанности
капитана, и не позаботиться, чтобы движения руля были согласована с маневрами
парусов, чтобы судно держалось курса, - группа, плывущая на судне, вероятно,
никогда не доберется до порта назначения: она, скорее всего, окажется там, куда
занесут ее ветер и течение (т.е. внешняя среда).
Итак, в организации существуют две органичные формы
разделения труда. Первая - это разделение труда на компоненты, составляющие
части общей деятельности, т.е. горизонтальное разделение труда. Второе,
называемое вертикальным, отделяет работу по координированию действий от самих
действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет
сущность менеджмента.