Принятие и реализация управленческих решений
Принятие решений – это выбор алгоритма осуществления какой либо деятельности (бизнес-процесса, операции…).
Правильность и эффективность принятого решения определяются качеством экономической, организационной, социальной и других видов исходной информации. Ценность полученной информации зависит от чёткости постановки задачи, т.к. правильно поставленная задача предопределяет необходимость конкретной информации для принятия решения.
Под управленческим решением
понимают выбор альтернативы, т.е. акт, направленный на разрешение проблемной ситуации. Управленческое решение – это результат управленческой деятельности, основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.
Стадии выработки и принятия решений:
1 Постановка целей
2 Изучение проблемы
3 Выбор и обоснование критериев эффективности и возможных последствий принимаемых решений
4 Рассмотрение вариантов решений
5 Выбор и окончательное формулирование решения
6 Принятие решения
7 Доведение решений до исполнителей
8 Контроль за выполнением решений
Критерии классификации принятия управленческих решений:
1 По условиям определённости
2 По условиям риска
3 По сроку действия последствий решения (долго-, средне-, краткосрочные решения)
4 По частоте принятия (одноразовые и повторяющиеся)
5 По широте охвата (касающиеся всех сотрудников и узкоспециализированные)
6 По форме подготовке (единоличные, групповые, коллективные)
7 По сложности (простые и сложные)
Организационное решение –
это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой должностью. Обеспечить движение к поставленным перед организацией задачам. В запрограммированном решении число возможных альтернатив ограниченно и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных предприятием. Незапрограммированные решения – это решения, требующие в определённой мере новых ситуаций (улучшение продукции, усовершенствование структуры).
Интуитивное решение – это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен, исходя из знаний и накопленного опыта.
Рациональное решение – оно обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.
Два подхода в принятии решений:
А) индивидуальный
Б) групповой
Для того, чтобы принятие решений было эффективным необходимо:
иерархия в принятии решений
использование целевых межфункциональных групп, в которых члены, входящие в их состав, отбираются из различных подразделений и уровней предприятия
использование непосредственных горизонтальных связей при принятии решения. Сбор и обработка информации осуществляется без обращения
вышестоящему руководству
централизация руководства
Качество управленческого решения – совокупность свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной потребностИ
успешного разрешения проблемы (эффективность, экономичность, своевременность, обоснованность, реальность).
Уровень принятия решений:
1 Рутинный уровень (неукоснительное следование процедуре, разумная оценка ситуации, гуманное лидерство, соотношение контроля и мотивации).
2 Селективный уровень – требует инициативы и свободы действий, задача менеджера в том, чтобы оценить достоинства таких решений и выбрать из некоторого числа хорошо отработанных альтернативных наборов действий те, которые лучше всего подходят к данной проблеме
3 Адаптационный – новое решение (проверенные возможности и новые идеи). Ключевые навыки: идентификация проблем, создание рабочих групп, анализ возможного риска.
4 Инновационный уровень – решаются наиболее сложные пролемы. Ключевые навыки: творческое управление, стратегическое планирование, системное мышление.